«Благородный язычник» в сагах о древних временах
(на примере «Саги о Хальвдане Эйнстейнссоне»)
Ерёменко A.Б.
Государственный университет гуманитарных наук (Москва)
В саговедении
хорошо известна концепция «благородного язычника», сформулированная шведским
исследователем Ларсом Лённротом. Лённрот
смог проследить у ряда действующих лиц родовых саг типологическое сходство, что
позволило ему утверждать существование в этом типе источников определенного
типа персонажей – «благородных
язычников» (см. Lönnroth
L. The Noble Heathen: A Theme in the Sagas // Scandinavian Studies. Lawrence, Kansas,
1969. Vol. 41. P. 1–29). Для выделения Лённрот предложил следующие критерии: а) «noble heathen» - достойный и
мудрый человек, при этом демонстрирует сдержанное, взвешенное поведение; б) он
не выказывает приверженности к языческой религии; в) он "слишком
безупречен", чтобы быть главным героем саги. Цель такого героя он видит в
том, что тот задает этическую модель, является моральным exempla majorum.
В своем исследовании
Лённрот опирался на материалы саг об исландцах (Íslendingasögur). Однако его выводы возможно приложить
и к другому типу саг - сагах о древних временах (fornaldarsögur
Norðurlanda), который весьма сильно отличается от родовых саг. Саги о
древних временах записывались в более поздний период, чем родовые саги (конец
XIII – XV вв.) и посвящены описанию forn öld – "древних времен"
до заселения Исландии. Об этой легендарной эпохе достоверных сведений
практически не имелось, и fornaldasögur гораздо менее реалистичны, чем саги об исландцах. Однако концепция
Лённрота применима и к данным текстам, что можно видеть на примере одной из
них, «Саге о Хальвдане Эйнстейнссоне» (текст и русский перевод см.: Глазырина Г.В.
Исландские викингские саги о Северной Руси. М., 1996. С. 47-117).
Всем требованиям Лённрота
в рассматриваемой саге соответствует персонаж ярл Скули. Прежде всего, хотя действие происходит в языческие
времена, ярл ни прямо, ни косвенно не выказывает своей приверженности языческой
религии. Это вообще характерно для большинства исландцев и норвежцев,
описываемых в сагах о древних временах, и Скули здесь не исключение.
Поведение Скули действительно
отличается сдержанностью и взвешенностью. что видно из сюжета саги. Сюжет может быть вкратце передан
следующим образом. Эйнстейн, отец Хальвдана (главного героя
саги), напал на владения ярла Скули. Ярл
в это время болен, и он посылает под видом себя своего
главного помощника Коля. Войско терпит поражение,
погибшего Коля хоронят, приняв за ярла.
Отец Хальвдана берет Альдегьюборг,
убивает тамошнего конунга и вынуждает
выйти за себя замуж его жену, мать Ингигерд, приемной
дочери ярла Скули.
Впоследствии двое
незнакомцев убивают отца Хальвдана. Хальвдан пускается на поиски убийц; по ходу
действия на него и его людей нападают викинги, однако некий человек,
руководящий своим войском, приходит им на помощь, и кроме того, находит затем
лекаря для израненного Хальвдана. Позже выясняется, во-первых, что это был ярл
Скули, и во-вторых, что он же вместе с Ингигерд убил отца Хальвдана. На
владения Скули опять нападают враги, и Хальвдан стоит перед выбором, кого из
противников поддержать. В итоге, однако, он принимает предложение Скули о
примирении и приходит тому на помощь, благодаря чему получает Ингигерд в жены.
Скули совершил одно убийство, отомстив Эйнстейну, однако это убийство из мести в глазах автора и
аудитории саги было, очевидно, этически оправданным. После этого он
демонстрирует благородство и миролюбие, спасая Хальвдану
жизнь. Последний поступок свидетельствует и о мудрости, даже прозорливости
Скули, поскольку в результате Хальвдан смог в
решающий момент спасти ярла и его людей от поражения.
Скули, таким образом, обладает сразу
несколькими очень важными добродетелями – благородством, миролюбием и
мудростью. Поэтому он действительно выступает в роли exempla
majorum, причем не только для аудитории саги, но и
для самого главного героя. Противопоставление Скули и Хальвдана
прослеживается в саге весьма четко. Последний вначале не обладает добродетелями
Скули: он не склонен прощать, наоборот, он всячески ищет возможность отомстить
убийце отца. Родовая этика предполагала бы, что убийца собственного отца должен
быть отомщен любой ценой; однако если судить по справедливости, то Скули имел моральное право убить Эйнстейна;
спасением же жизни Хальвдана Скули в любом случае
искупил любой свой долг перед последним. Более того, Скули спас человека,
который хотел его убить. Тем самым он продемонстрировал пример этически верного
поведения, и в конце саги, когда Хальвдан встает
перед выбором, к которому он шел на протяжении всего текста, Хальвдан находит в себе силы не уступить Скули в
благородстве.
Как было сказано, саги о древних
временах являлись рассказами исландцев о собственном прошлом, и более того, в
целом ряде случаев о непосредственных предках будущих жителей острова.
Естественно, авторы этих произведений стремились к тому, чтобы представить
своих праотцев в наилучшем свете, придать им легендарный ореол. Однако здесь
перед авторами, жившими уже в эпоху христианства, неизбежно вставала проблема:
ведь действие викингских саг происходило в эпоху
язычества, а значит, язычниками были и их герои. Приверженность ложным религиям
в глазах христиан была грехом. Концепция «благородного язычника» помогла решить
данную проблему. Ее использование позволило исландцам окончательно оправдать
своих предков–язычников в собственных глазах (ср.: McCreesh
B. How Pagan Are the Icelandic
Family Sagas? // Journal of English
& Germanic Philology, Bd. 79. Urbana, Ill, 1980. P. 58–66. Этот подход имеет несомненные
параллели с идеей «христиан до Христа», бытовавшей в континентальной
средневековой христианской традиции применительно к античным мыслителям).
Данная концепция сперва появилась в родовых сагах. Однако, как можно видеть на
приведенном нами примере, данный мотив не чужд и сагам о древних временах, и в
ряде случаев он является важной составной частью структуры повествования.
© 2005 Alexey Eremenko