УДК 94(47+368)

Построение сюжета в «Саге об Эгиле Одноруком и Асмунде Убийце Берсерков»

Ерёменко А.Б.

Государственный университет гуманитарных наук (Москва)

Вплоть до последней трети XX в. такой тип скандинавских письменных источников, как саги о древних временах (fornaldarsögur Norðurlanda) мало интересовал исследователей. В частности, до сих пор распространено мнение, что fornaldasögur представляют собой неструктурированное нагромождение авантюрных эпизодов, направленное только на то, чтобы развлечь слушателя. Однако на самом деле построение большинства саг о древних временах не является случайным, а отдельные элементы повествования складываются в связную концепцию. Подтвердить это можно на примере «Саги об Эгиле Одноруком и Асмунде Убийце Берсерков» [1].

Данный текст состоит из основной новеллы и трех вставных историй, рассказываемых главными персонажами. Сюжет всего текста вкратце таков. Побратимы Эгиль и Асмунд отправились на поиски похищенных дочерей некоего конунга. Девушек увезли в Йотунхейм, куда случайно попадают Эгиль с Асмундом. Они встречают великаншу Ариннефью, и все трое излагают друг другу истории своих жизней. После этого Ариннефья помогает побратимам вызволить девушек.

При линейном восприятии нарратива все вставные истории представляются не связанными между собой, по тексту они рассказываются, просто чтобы скоротать время до приготовления пищи. Однако на самом деле они взаимосвязаны, что можно установить при внимательном изучении всех сюжетных нитей.

В своей истории, первой из трех вставных новелл, Эгиль упомянул, что потерял руку, когда вступился за некую встреченную по пути им однажды великаншу, которую обижал ее собрат. Оказалось, этой великаншей и была Ариннефья. Таким образом, именно благородный поступок юноши обеспечил побратимам ее помощь, без которой они бы не смогли добиться своей цели. Образ Ариннефьи, следовательно, отнюдь не случаен и играет значительную роль для действия саги. При этом для описания жизни Ариннефьи необходима отдельная новелла – только так возможно дать полное представление о том, что мотивирует ее действия.

Связаны между собой и истории самих побратимов. Из истории Эгиля становится известно, что он, еще не став взрослым, был похищен великаном, т.е. вырван из человеческого общества, и поэтому не имел возможности полностью усвоить принятые в нем моральные нормы. Эгиль сохранил внутренний стержень, не позволивший ему совершать позорных поступков. После бегства от великана Эгиль становится викингом и участвует в грабежах, и до встречи с Асмундом он лишь периодически и спонтанно следует тем этическим нормам, которые являлись истинными с точки зрения авторов и аудитории саги. Именно вмешательство Асмунда, который берет верх над Эгилем, но обходится с побежденным не жестоко (жестокость считалась присущей викингам), а благородно, сохраняя ему жизнь и восхищаясь его воинским искусством, помогает Эгилю окончательно вернуться в общество обычных людей, придерживающихся «истинных» этических норм в полной мере.

Эгиля можно считать «главным героем» саги, основной конфликт которой связан именно с ним, с его отчуждением от общества и постепенной реинтеграцией в него. Поэтому рассказанная им новелла является ключевой для всего текста. Две другие вставные новеллы нужны постольку, поскольку их персонажи оказывают Эгилю важную помощь в разрешении этического конфликта. О роли Ариннефьи уже было сказано, что же касается Асмунда, его образ относится к такому типу персонажей саг, как «благородный язычник» [2], функция которых состоит в том, чтобы задавать этическую модель, являться моральным exempla majorum. При этом он не должен уступать главному герою в силе и доблести, иначе он просто не сможет являться образцом для подражания. Следовательно, цель посвященной Асмунду новеллы состоит в том, чтобы показать эволюцию данного персонажа  и показать истории жизни Асмунда и Эгиля в сравнении. Первый при этом выступает как «образец» героя и благородного воина, а второй приходит к этически верной модели поведения по ходу сюжета.

Вставные новеллы «Саги об Эгиле и Асмунде» внешне воспринимаются как не связанные, или почти не связанные, между собой. Тем не менее, анализ показывает, что при слабой событийной связи все эпизоды саги, тем не менее, не случайны и являются необходимыми звеньями единого сюжета.

 

[1] Egils saga einhenda ok Ásmundar berserkjabana // Fornaldarsögur Norðurlanda / Guðni Jónsson, Bjarni Vilhjálmsson. Reykjavík, 1944. B. 2. P. 355 – 389.

[2] Lönnroth L. The Noble Heathen: A Theme in the Sagas // Scandinavian Studies. Lawrence, Kansas, 1969. Vol. 41. P. 1–29.

Hosted by uCoz