Ерёменко Алексей Борисович

студент кафедры истории Средних веков

исторического факультета МГУ

 

Трактовка великанов в викингских сагах: эволюция образа.

Данная работа рассматривает традицию представления великанов в «сагах о древних временах» – одном из основных видов исландских саг. Основной корпус этого вида саг датируется XIII-XV вв. Работа построена на одном типе саг о древних временах –  викингских сагах [1].

В языческой мифологии великаны (jötnar, «йотуны») характеризуются по четырем основным параметрам: внешнему виду, возрасту, характеру и интеллектуальному уровню. Йотуны предстают существами могучими, древними, злонамеренными и мудрыми. В современной историографии считается, во–первых, что великаны олицетворяли силы природы, а во–вторых, что их роль состояла в противостоянии богам [2].

В ряде случаев образ великанов в fornaldarsögur трактуется так же, как и в языческой мифологии. Образ архаичного йотуна наиболее подробно разработан в «Саге о Гаутреке», включающую в себя сюжет двух Старкадов, прямо называемых «jötunn» [3]. Они соответствуют всем четырем параметрам йотуна мифологии. Другой пример – эпизодические персонажи из "Саги о Хальвдане Эйнстейнссоне": великан Свади и йотуны с берегов Северного Ледовитого океана [4]. Иногда (нечасто) великаны сохраняют только отдельные атрибуты, присущие мифологическим йотунам, прежде всего, мудрость [5].

Викингские саги – литературные произведения, и всем действующим лицам отводится определенная роль в сюжетах. Йотуны, сохранившие архаические черты, описываются нечасто и обычно являются эпизодическими персонажами. Устойчивых сюжетов, связанных с использованием образов мифологических великанов, не существует.

Основная трактовка образа великанов в викингских сагах отличается от архаической. В ряде случаев описывается мир великанов в целом. Этот мир имеет три основных признака.

1) Географическое положение. Земли великанов расположены в климатических условиях, которые для людей являются экстремальными, чаще всего на Севере [6] – скандинавский север в Средние века был местом, плохо подходящим для жилья.

2) Социальная организация. Она основывается на принципах, отличных от человеческих (де–факто – от современных авторам викингских саг). В первую очередь это касается природы власти: у великанов большую роль играет не право рождения, а "право сильного". Конунгом Рисаланда в "Саге об Одде Стреле" выбирается самый сильный и свирепый гигант - тот, кто убъет самого опасного зверя и держит самую злобную собаку [7]. В "Саге об Эгиле и Асмунде" спор о престолонаследии выигрывает тот, кто похитит более благородную и талантливую дочь конунга [8].

3) Система ценностей. Общество великанов руководствуется принципами, которые в координатах человеческой морали расценивались бы как предосудительные – например, применение силы по отношению к женщинам [9], а  также предпочтение, отдаваемое грубой силе перед умом, что доказывается примитивностью материальной культуры йотунов [10].

В викингских сагах чаще описывается не Йотунхейм в целом, а одиночные образы великанов. В этих случаях великаны сохраняют только те характеристики, присутствие которых диктуется сюжетом – чаще всего это враждебность [11]. В ряде случаев термин "великан" используется для сравнения, которое показывает выдающиеся физические качества человека, обычно врага героя [12].

 

В изначальной трактовке своего образа великаны викингских саг сохраняют все свои атрибуты (могущество, мудрость, древность, жестокость). Однако викингские саги уже довольно далеки от языческой традиции, и йотуны мифологии плохо вписываются в эти тексты. Поэтому появляется новая трактовка образа великанов – попытка вписать языческих существ в не-языческую космогонию. Авторы саг моделируют мир, в котором могут жить такие создания, приверженные тому, что в моральных координатах авторов саг является злом. Постепенно образы великанов лишаются внутренней самостоятельности и начинают зависеть от нужд сюжета. Впрочем, о полном вытеснении одной трактовки другой говорить нельзя, элементы обоих могут соседствовать в рамках одной саги (например, "Саги об Одде Стреле").

 

 

[1] Викингские саги мы будем брать в предложенном Г.В.Глазыриной (Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси. М., 1996.) более широком толковании, включающем и Abenteuersagas по классификации Шира (Schier, K. Sagaliteratur. Stuttgart, 1970).

[2] Halvorsen, E.F. Jotner. \\ Kulturhistorisk leksikon for nordisk middelalder. København, 1962. B.VII.

[3] Gautreks saga, далее Gautr. 3:12, 3:28. Саги цит. по изданию Guðni Jónsson, Bjarni Vilhjálmsson. Fornaldarsögur Norðurlanda. Reykjavík, 1944. Цифра перед двоеточием – номер тома, после него – номер страницы.

[4] Hálfdanar saga Eysteinssonar, далее Hfd.Ey. 3:316, 3:317.

[5] Örvar-Odds saga, далее Ö.O. 1:300, 1:301. Egils saga einhenda ok Ásmundar berserkjabana, далее Eg.Ásm. 3:179–180, 3:181, 3:185.

[6] Ö.O. 1:299–300, 1:337–338; Eg. Ásm. 3:160–161. Hfd.Ey. 3:316–317.

[7] Ö.O. 1:339.

[8] Eg. Ásm. 3:179.

[9] Eg. Ásm. 3:160–161, также см. сноску 10.

[10] Ö.O. 1:339, 1:341–342.

[11] Illuga saga Grídarfóstra 3:359, Ö.O. 1:299–300, 1:302 ff.

[12] Hrómundar saga Grippsonar 2:285. Ö.O. 1:320, Hfd.Ey. 3:308.

 

© 2004 Alexey Eremenko

Hosted by uCoz