студент кафедры истории Средних веков
исторического факультета МГУ
Трактовка
великанов в викингских сагах: эволюция образа.
Данная работа рассматривает традицию представления великанов в «сагах о древних временах» – одном из основных видов исландских саг. Основной
корпус этого вида саг датируется XIII-XV вв. Работа построена на одном типе саг о древних временах – викингских сагах [1].
В языческой мифологии великаны (jötnar, «йотуны») характеризуются по четырем основным
параметрам: внешнему виду, возрасту, характеру и интеллектуальному уровню.
Йотуны предстают существами могучими, древними, злонамеренными и мудрыми. В современной историографии считается, во–первых, что великаны олицетворяли силы
природы, а во–вторых, что их роль состояла в противостоянии богам [2].
В ряде случаев образ великанов в fornaldarsögur трактуется так же,
как и в языческой мифологии. Образ архаичного йотуна наиболее подробно
разработан в «Саге о Гаутреке», включающую в себя сюжет двух Старкадов, прямо называемых «jötunn» [3]. Они соответствуют всем четырем параметрам йотуна мифологии. Другой
пример – эпизодические персонажи из "Саги о Хальвдане Эйнстейнссоне": великан Свади и йотуны с
берегов Северного Ледовитого океана [4]. Иногда (нечасто) великаны сохраняют только отдельные атрибуты, присущие
мифологическим йотунам, прежде всего, мудрость [5].
Викингские саги – литературные произведения,
и всем действующим лицам отводится определенная роль в сюжетах. Йотуны,
сохранившие архаические черты, описываются нечасто и обычно являются
эпизодическими персонажами. Устойчивых сюжетов, связанных с использованием
образов мифологических великанов, не существует.
Основная трактовка образа великанов в
викингских сагах отличается от архаической. В ряде случаев описывается мир великанов в целом. Этот мир имеет три основных признака.
1)
Географическое положение. Земли великанов расположены в климатических условиях, которые для людей являются экстремальными, чаще всего на Севере [6] –
скандинавский север в Средние века был местом, плохо подходящим для жилья.
2)
Социальная организация. Она основывается на принципах,
отличных от человеческих (де–факто – от современных авторам викингских саг). В
первую очередь это касается природы власти: у великанов большую роль играет не
право рождения, а "право сильного". Конунгом Рисаланда в "Саге об Одде Стреле" выбирается самый сильный и свирепый гигант - тот,
кто убъет самого опасного зверя и держит самую злобную собаку [7]. В "Саге об Эгиле и
Асмунде" спор о престолонаследии выигрывает тот, кто похитит более
благородную и талантливую дочь конунга [8].
3)
Система ценностей. Общество великанов
руководствуется принципами, которые в координатах человеческой морали
расценивались бы как предосудительные – например, применение силы по отношению
к женщинам [9], а также предпочтение, отдаваемое грубой силе перед умом, что доказывается примитивностью
материальной культуры йотунов [10].
В викингских сагах чаще описывается не
Йотунхейм в целом, а одиночные образы великанов. В этих случаях великаны
сохраняют только те характеристики, присутствие которых диктуется сюжетом –
чаще всего это враждебность [11]. В ряде случаев термин "великан"
используется для сравнения,
которое показывает выдающиеся физические
качества человека, обычно врага героя [12].
В изначальной трактовке своего образа великаны викингских саг сохраняют все свои атрибуты (могущество, мудрость, древность, жестокость). Однако викингские саги уже довольно далеки от языческой
традиции, и йотуны мифологии плохо вписываются в эти тексты. Поэтому появляется новая трактовка образа великанов – попытка вписать языческих существ в не-языческую космогонию. Авторы саг моделируют мир, в котором могут жить такие создания, приверженные тому, что в моральных координатах авторов саг является злом.
Постепенно образы великанов лишаются внутренней самостоятельности и начинают
зависеть от нужд сюжета. Впрочем, о полном вытеснении одной трактовки другой
говорить нельзя, элементы обоих могут соседствовать в рамках одной саги
(например, "Саги об Одде Стреле").
[1] Викингские
саги мы будем брать в предложенном Г.В.Глазыриной (Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси. М., 1996.) более широком толковании, включающем и Abenteuersagas по классификации Шира (Schier, K.
Sagaliteratur. Stuttgart,
1970).
[2] Halvorsen, E.F. Jotner. \\ Kulturhistorisk leksikon for nordisk middelalder.
København, 1962. B.VII.
[3] Gautreks
saga, далее Gautr. 3:12, 3:28. Саги цит.
по изданию Guðni Jónsson,
Bjarni Vilhjálmsson. Fornaldarsögur Norðurlanda.
Reykjavík, 1944. Цифра перед двоеточием – номер тома, после него – номер страницы.
[4] Hálfdanar saga Eysteinssonar, далее Hfd.Ey. 3:316, 3:317.
[5] Örvar-Odds saga, далее Ö.O. 1:300, 1:301. Egils saga einhenda ok
Ásmundar berserkjabana, далее Eg.Ásm.
3:179–180, 3:181, 3:185.
[6] Ö.O. 1:299–300, 1:337–338; Eg. Ásm. 3:160–161.
Hfd.Ey. 3:316–317.
[7] Ö.O. 1:339.
[8] Eg. Ásm. 3:179.
[9] Eg. Ásm. 3:160–161, также см. сноску 10.
[10] Ö.O. 1:339, 1:341–342.
[11] Illuga saga Grídarfóstra 3:359, Ö.O. 1:299–300, 1:302 ff.
[12] Hrómundar saga Grippsonar 2:285. Ö.O.
1:320, Hfd.Ey. 3:308.
© 2004 Alexey Eremenko